Юрий Важник: «Наша задача сделать транспортную систему во время Европейских игр самой лучшей в мире»

Пресс-служба фонда «Дирекция II Европейских игр 2019 года» представляет вашему вниманию эксклюзивное интервью с Юрием Важником, экспертом по безопасности дорожного движения, председателем Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, инициатором создания и двигателя городской программы по безопасности дорожного движения в Минске «Добрая дорога».

Юрий Петрович, учитывая ваш богатый опыт в организации дорожного движения, расскажите пожалуйста о нюансах, с которыми предстоит столкнуться Минску во время проведения II Европейских игр.

— Несмотря на то, что Минск имеет богатый опыт по проведению крупных соревнований, такие как чемпионат мира по хоккею и другие чемпионаты Европы и мира, нас ожидает совершенно беспрецедентное по масштабу событие для города и всей страны. Всё, что мы делали до того, нужно умножить в несколько раз как по количеству участников, так и по количеству болельщиков. Это создаёт небывалый вызов для Минска, с которым, я уверен, мы справимся. Но для этого нам предстоит проделать большой объём работы и решить множество вопросов, которые раньше для нас были не очень актуальны.

— Как вы верно отметили, для Беларуси это первый опыт проведения такого большого мультиспортивного мероприятия, на что в первую очередь нужно обратить внимание при подготовке к Играм?

— Первое и самое главное – это опыт наших коллег. Несмотря на то, что Беларусь впервые проводит соревнования такого масштаба, в мире это уже достаточно привычная и отработанная практика: Лондон, Пекин, Рио-де-Жанейро, ну и, конечно же, первые Европейские игры в Баку. Это, безусловно, богатейший и систематизированный опыт, который нам необходимо использовать, чтобы максимально избежать ошибок, которые мы могли бы допустить.  Ну а второе, это транспортная задача. В отличие от многих других аспектов организации II Европейских игр, функционирование транспортной системы выходит далеко за рамки Игр. Она, как связующее звено с городом, и наша задача сделать её максимально эффективной и удобной для горожан.

— Можно ли таким образом сказать, что Игры являются испытанием для транспортной отрасли Минска в хорошем смысле этого слова?

— Конечно, как я уже сказал, это вызов для нас. Минск должен иметь определенную амбицию для решения транспортной задачи Игр.  Я бы сказал даже так: нам нужно сделать лучше, чем это делали все остальные до нас, несмотря на то, что такими вопросами всегда занимались самые высокопрофессиональные специалисты. Мы знаем их опыт, и город также оперирует достаточным количеством информации в области организации масштабных дорожных программ.

— Например?

— Хорошим примером является городская программа по безопасности дорожного движения в Минске «Добрая дорога», которая позволила снизить аварийность на дорогах в четыре раза.  Это доказывает, что мы способны решать задачи европейского масштаба. Без оговорок можно говорить о том, что наша задача на II Европейских играх — сделать транспортную систему во время мультиспортивного события 2019 года самой лучшей в мире.

— Звучит амбициозно. В этой связи, можете ли сказать, что уже сделано положительного в рамках подготовки к Играм?

— Наверное, самое важное, что уже реализовано, это согласованность позиций и взглядов. Здесь уместно сравнение с подготовкой музыкального оркестра. В первую очередь, дирижёр должен понять музыкантов, а они его, и все должны настроить свои инструменты. Так и у нас, это работа уже проведена, хоть и в черновом варианте. Уже сейчас согласованы позиции Дирекции II Европейских игр с Министерством транспорта и коммуникаций и городом, и мы наконец-то говорим на одном языке, что можно уже назвать положительным моментом. Поначалу хватало разногласий по целому ряду вопросов. Кроме того, разработан комплексный план транспортного обеспечения Игр, который уже одобрен Республиканским организационным комитетом. Это значит, что мы имеем общую дорожную карту действий. И в настоящий момент мы разрабатываем ресурсный план: нам надо определиться какие ресурсы нам необходимы, чтобы осуществить транспортное обеспечение Игр. Параллельно также ведётся работа над обеспечением транспортной инфраструктуры, что является ещё более глубокой частью подготовки. Наша задача оптимизировать инфраструктуру на таком высоком уровне, чтобы наши гости смогли добираться на любой объект проведения Игр не более 30 минут.  Это и светофорное регулирование, это и качество дорог, это и уровень взаимодействия между различными видами транспорта и другие вопросы. Работа сейчас начинает уходить вглубь айсберга, пусть она и непростая, зато очень интересная.

— Как наладить систему транспортного сообщения между спортивными объектами, пересадочными пунктами и гостиницами, чтобы минчане при этом вовремя не испытывали трудности в передвижении?

— Тут необходимо отдавать себе отчёт, что такого рода мероприятие серьёзно изменит жизнь минчан на две недели. Например, при проведении велогонки будет вынужденно перекрыт проспект Независимости и в определённых точках заблокирован центр города. Разумеется, что какие-то меры ограничения движения будут приняты. Но нам предстоит это сделать как можно менее болезненно. Стоит понимать, что это будет июнь месяц, у школьников и студентов будут каникулы. Кроме того, многие люди в это время как-раз в отпуске, но это естественный фактор, оказывающий благоприятное воздействие на работу транспортной системы города. Также будут предприняты специальные меры по оптимизации дорожного движения.

— Держа в уме перекрытие улиц и дорог, как будет проходить процесс допуска экстренных служб при чрезвычайных ситуациях?

— Экстренные службы должны работать в бесперебойном режиме и иметь доступ к любой точке города – это обязательное условие проведения мероприятия с точки зрения транспортного обеспечения.

— Хорошо. Игры закончатся, опыт мы приобретем в этом направление, а какое наследие останется?

Нужно предельно понимать, что после Евроигр Минск должен получить более качественную транспортную систему не на 12 дней, а на всё время. Например, обновленные автобусный и троллейбусные парки к Евроиграм останутся и в дальнейшем распоряжении минчан. Ведётся разговор о том, что транспорт должен обязательно быть оснащён кондиционерами. Система контроля инцидентов также будет в нашем с вами общем распоряжении. Стоит также упомянуть и целостную систему выделенных отдельных полос для общественного транспорта, она значительно ускорит передвижение пассажиров по городу.  Подводя итоги, надо понимать, минчане так или иначе столкнуться с определёнными ограничениями на протяжении 12 дней, но в результате продолжат пользоваться тем наследием в транспортной и дорожной системах и после соревнований. Не сомневаюсь в одном: все мы получим заряд положительных эмоций во время самого мультиспортивного события.